Большинство вайшнавов считают, что Кришна явился 5 тысяч лет назад, и утверждают, что корни ведической цивилизации и вайшнавизма уходят в глубочайшую древность.
Но какое непререкаемое, эмпирическое доказательство у нас есть для того, чтобы подтвердить свою уверенность? Безусловно, должны существовать какие-то археологические и другие свидетельства, доказывающие или опровергающие это мнение.
Здесь мы рассмотрим наиболее очевидные археологические открытия, которые явно демонстрируют древность поклонения Кришне и существования вайшнавизма.
Прежде всего, следует сказать, что не так-то просто найти документально-исторические свидетельства ведической цивилизации, поскольку сама ведическая культура не предполагает отношение к историческим фактам как чему-то представляющему ценность.
Ведическая цивилизация основана на вере в вечное и бесконечное. Нет смысла фиксировать эфемерные подробности ежедневной жизни (так беспокоящие современных людей), поскольку они ничего не значат по сравнению с более серьезными, фундаментальными целями человеческой жизни. Время своей жизни необходимо посвящать самореализации, развитию культуры и поклонению Богу, а не обсуждению событий настоящего или прошлого. Поэтому записанной истории Древней Индии, соответствующей западной концепции истории как науки, практически не существует.
Европейские ученые столкнулись с вакуумом исторических данных об индийцах несколько сот лет назад, и интересно посмотреть, как они воспринимали информацию, которая к ним попадала. Религиоведов особенно потрясло замечательное сходство между жизнями и философией Кришны и Иисуса Христа. Автоматически (подобно защитному рефлексу) у них возникло предположение, что в первые столетия после прихода Христа, индийцы познакомились с христианством и многое из него ассимилировали в собственную религиозную традицию. Эта гипотеза о вайшнавизме получила название "теория заимствования" и нашла множество сторонников на Западе.
Относительно этой точки зрения, Хемчандра Райчаудхури в книге "Материалы для изучения ранней истории вайшнавских сект" пишет: "распространение в Индии религии бхакти (преданности), по мнению нескольких выдающихся западных ученых, - явление чисто христианского происхождения. Согласно утверждению этих ученых, христианство в большей или меньшей степени повлияло на поклонение Кришне и истории о Нем".
В 1762 году в Риме П. Георги стал первым западным ученым, который представил эту теорию на обсуждение. В своем "Alphabetum Tibetanum" он написал, что "Кришна" это всего-навсего "искажение имени Спасителя; деяния Его чудесным образом соответствуют Иисуслвым, хотя и были бесчестно и ловко осквернены наиболее агрессивными интерпретаторами (imposters)".
Однако категорический фанатизм позиции Георги вскоре был отвергнут другими западными учеными. Даже про-христианские исследователи соглашались с тем, что имя "Кришна" существовало до явления Христа, но они продолжали утверждать, что описание жизни Кришны и философия вайшнавизма подверглись значительной трансформации вследствие влияния христианства.
В своей монографии "Uber die Krishnajanmasthami" Альбрехт Вебер указывает на большое количество параллелей и поразительное сходство отдельных эпизодов в историях рождения Кришны и Христа. В нижеследующей цитате из его работы отмечены некоторые из этих эпизодов:
"Возьмем, к примеру, утверждение из Вишну Пураны о том, что Нанда, приемный отец Кришны, который незадолго до рождения ребенка отправился со своей беременной женой Яшодой в Матхуру платить налоги (ев. от Луки II, 4, 5), или иллюстрации, изображающие рождение Кришны в коровнике или в хижине пастуха, которое перекликается с описаниями стойла, пастухов и пастушек, вола и осла, окруживших мирно спящую женщину. Затем истории о преследовании Камсы, убиении невинных, перехода через реку (Christophorus), замечательных деяний младенца, целебности воды, которой он был омыт и т.д. и т.п. Открытым остается вопрос о событиях в Джаймини Бхарата, где Кришна вернул к жизни умершего сына Духшалы, исцелении Кубджи, отдавшей ему сосуд с маслом, силе его взгляда, уничтожающего грех и других сюжетах, появившихся в Индии".
Вебер также заявил, что ведическая система аватар, была "заимствована" из "Инкарнации Иисуса Христа".
Доктор Ф. Лоринсер перевел "Бхагавад-гиту" и тщательно сопоставил ее с "Новым заветом". Его выводы описывает Райчхаудхари: "Автор индийской поэмы знал и использовал Евангелия и христианских отцов".
Согласно Лоринсеру, продолжает Райчхаудхари, сходства были "не единичны и неопределенны, но многочисленны и отчетливо видны". Лоринсер не сомневался, что "Бхагавад-гита" в основе своей была "заимствована" из "Нового Завета".
Другие западные ученые также обсуждали "теорию заимствования".
Сэр Вильям Джонс представлял Кришну как одного из древнейших богов Индии, которого вайшнавы принимают как "отличающегося от всех аватар, которые представляют лишь часть его божественной природы". В своей блистательной и революционной работе "On the Gods Of Greece, Italy, And India" сэр Вильям Джонс пишет: "в словаре санскрита, составленном около двух тысяч лет назад, Кришна, Васудева, Говинда и другие имена Бога-Пастуха, употребляются наряду с описаниями Нараяны и Божественного Духа". Следуя направлению исследований сэра Джонса, Эдвард Мур пошел дальше, заявив, что популярные греческие мифы имели некоторую основу в реальной жизни и в конечном итоге могли быть скопированы в Индии. Однако они не смогли найти неоспоримых доказательств. Документальное подтверждение того, то вайшнавизм предшествовал христианству, существовало в Индии, но к нему не относились серьезно до тех пор, пока раз и навсегда эту проблему не решил западный литературный источник.
Самое основательное и самое раннее описание древней Индии в неиндийской литературе было найдено в книге Indica, написанной Мегасфеном (Megasthenes). Когда-то в третьем веке до Рождества Христова, Мегасфен оказался в Индии. Правитель Таксила (Taxila) назначил его послом в царстве Паталипутра (Pataliputra) великого вайшнавского правителя Чатрагутпы. Находясь там, Мегасфен подробно описал все, что видел и слышал. К сожалению, ни одна из оригинальных книг Мегасфена не выдержала разрушительного воздействия времени. Однако благодаря древнегреческим и римском комментаторам Мегасфена, таким как Арриан (Arrian), Диодор (Diodorus) и Страбо (Strabo), сегодня доступна суть его послания и цитаты из Indica. Доктор Хейн пишет, что Мегафен "описывал Матхуру как важнейший региональный центр и предположил, что как в древности, так и в настоящее время, она является центром поклонения Кришне".
Кристиан Лассен был первым западным ученым, который представил книгу Мегасфена на обсуждении "теории заимствования". Он отметил, что Мегасфен описывал Кришну под псевдонимом Геракл, и что Гераклу, или Кришне, поклонялись как Богу в местности, где протекает река Ямуна.
Известный индолог, Ричард Гарбе (Richard Garbe), согласился с анализом Лассена и назвал неоспоримыми тексты Мегасфена. Вскоре, ученые, такие как Alan Dahlquist, которые прежде поддерживали "теорию заимствования", изменили свое мнение и признали, что Гарбе "раз и навсегда разрушил теорию Вебера" (Dahlquist).
Жизнеописание Кришны и религия вайшнавизма не подвергались влиянию христианства, но самостоятельно возникли в Индии и были уже хорошо представлены по крайней мере в третьем столетии до РХ.
Благодаря тексту Мегасфена, возросло доверие к индийским литературным источникам.
Выдающийся филолог и автор Йога-сутры, Патанжали, живший во втором веке до РХ, писал о том, что в давние времена Кришна убил тирана Камсу. Райчхаудхари приводит точный текст: "чирахате Камсех, что означает - Камса умер очень давно". В 5 веке до РХ величайший индийский филолог Панини, считал, что вайшнавизм "уже в 5 веке до РХ был религией бхакти" (цит. по Райчхаудхари). Артха-шастра Каутилы 4 века до РХ также несколько раз упоминает Кришну, а в Баудхайана Дхарма Сутре, написанной в тот же период, даются 12 разных имен Кришны, включая такие популярные как Кешава, Говинда и Дамодара.
В связи с тем, что Кришна упоминается в до-буддистской Чхандогйа Упанишад, мы должны признать, что Кришна жил до Гаутамы Будды (563?-?483 от РХ). В священных писаниях джайнистов время жизни Кришны отодвигается еще дальше. Райчхаудхари пишет: "Джайнистская традиция делает Кришну современником Ариштанеми, непосредственного предшественника Паршванатха. Исходя из того, что расцвет Паршванатхи приходится приблизительно на 817 г. до РХ, то Кришна должно быть жил значительно раньше, приблизительно в последние годы 9 века до РХ".
Vedic Archeology 2: Further Antiquities