Безусловно, Шримад Бхагаватам и Махабхарата датируют жизнь Кришны приблизительно 3000 лет до РХ. Так или иначе, не называя точной даты земного явления и ухода Кришны и основываясь на многочисленных свидетельствах древности Кришны, "История Индии" Кембриджского университета, говорит о том, что поклонение Кришне осуществлялось за много веков до появления христианства.
Теперь давайте рассмотрим ранние археологические открытия, доказывающие древность Кришны.
Одно из наиболее важных открытий было сделано неутомимым генералом сэром Александром Куннингамом в 1877 году. Во время археологических раскопок в Бешнагаре (Beshnagar) в центральной Индии, он обнаружил декоративную колонну. Куннинагма ввела в заблуждение форма колонны, и он ошибся в определении ее возраста, отнеся ее к периоду династии Гупты (300-550 от РХ).
Тридцатью двумя годами позже мистеру Лейку показалось, что в нижней части колонны, которую паломники обычно красили ярко красной краской, виднеется какая-то надпись. Когда толстый слой краски был удален, оказалось, что догадка Лейка была верна.
Доктор Дж. Х. Маршалл, который работал вместе с мистером Лейком, был потрясен значением находки. В журнале Королевского Азиатского Общества в 1909 году, он опубликовал свои заключения. "Куннинагм определил возраст колонны слишком поздним периодом, он и не мечтал о том, что его находка может оказаться настолько ценной, благодаря незамеченной им надписи. Одного взгляда на имеющиеся на колонне письмена было достаточно, чтобы понять, что она появилась на много веков раньше эры Гупты. Я был потрясен, но еще больше я удивился, когда прибыл в лабораторию, где смог прочесть надпись".
В журнале Королевского Азиатского Общества (London: JRAS, Pub., 1909, pp. 1053-54) была опубликована следующая транслитерация этой древней Brahmi надписи.
1) Devadevasa Va [sude]vasa Garudadhvajo ayam 2) karito i[a] Heliodorena bhaga- 3) vatena Diyasa putrena Takhasilakena 4) Yonadatena agatena maharajasa 5) Amtalikitasa upa[m]ta samkasam-rano 6) Kasiput[r]asa [Bh]agabhadrasa tratarasa 7) vasena [chatu]dasena rajena vadhamanasa
"Эта Гаруда-стамбха (? Garuda-column) Васудевы (Вишну), бога богов, была установлена здесь Гелиодоросом, поклоняющимся Вишну, сыном Диона, жителем Таксилы, который в качестве греческого посла прибыл из Великого Королевства Антиалкидас (Antialkidas) к царю Кашипутра Бхагабхадре, спасителю, четырнадцатый год успешно управляющему своим царством".
Колонна была установлена в 113 г. до РХ Гелиодоросом, греческим послом в Индии. Его, подобно Мегасфену, направили из Таксилы в район Бактриан (Bactrian) на севере Индии, который в 325 г. до РХ был захвачен Александром Великим. Во времена Гелиодороса Таксила контролировала большую часть современных Афганистана, Пакистана и Пенджаба. Правитель Таксилы Антиалкидас (Antialkidas), отправил Гелиодороса в правительство царя Бхагабхадры. Если Мегасфен просто писал о Кришне и вайшнавизме, то Гелиодорос нашел их настолько привлекательными, что принял практику вайшнавизма для собственного духовного продвижения!
В надписи на колонне Гелиодороса Васудева, или Кришна, признается "Богом богов".
1) Trini amutapadaniћ[su] anuthitani 2) nayamti svaga damo chago apramado
"Три бессмертных предписания..., когда практикуется главенство небесных сдержанности, милосердия, сознания".
Из этой записи ясно видно, что Гелиодорос был вайшнавом, преданным Вишну.
Райчхаудхури считает, что скорее всего Гелиодорос познакомился с вайшнавизмом еще в Таксиле, до того как попал в Индию, поскольку:
"Это был город, в котором Джанамеджайа услышал от Вайшампайаны знаменитые истории о Куру и Пандавах (Махабхарата)". Кроме того, Райчхаудхури предполагает: "Гелиодорос из Таксилы действительно был знаком и использовал учение Великого Эпоса", как мы знаем от Панини, упомянутый Эпос "был известен людям Гандхары (Таксила)" задолго до времен греческого посла.
Так или иначе, в 113 г. до РХ Гелиодорос публично подтвердил, что признает Васудеву, или Кришну, "Богом богов". Также в своей надписи на колонне он говорит: "Три бессмертных предписания для тех, кто подчиняется небесам - сдержанность, милосердие и добросовестность". Три перечисленных качества в том же порядке упоминаются в "Махабхарате", и это дало возможность профессору Калькуттского университета Кунджа Говинда Свами заключить, что Гелиодорос "был хорошо знаком с текстами, относящимися к религии Бхагават (вайшнавизму)". Райчхаудхури соглашается, что "существует близкая связь между учением Махабхараты и текстом Бешнагарской надписи", и это доказывает, что Гелиодорус был хорошо образованным последователем вайшнавизма.
Колонна Гелиодоруса также разрушает миф о том, что ведическая религия подвергалась влиянию не-индийских культур. Несмотря на то, что это мнение существовало здесь и в Индии (хотя там в гораздо меньшей степени), исламский историк Абу Райхан Аль Беруни, утверждает, что никаких влияний извне не было до тех пор, пока не начались мусульманские набеги на Индию, первое из которых было примерно в 674 году от РХ. Аль Беруни приехал в Индию с исследовательскими целями в 1017 г. от РХ и опубликовал свои открытия в книге Indica (не путать с одноименной книгой Мегасфена). Он заключил, что происходившее в результате насилия и принуждения обращение индийцев в ислам осуществлялось в большей степени ради самообороны, а из религиозных убеждений. Он открыл, что в течение множества веков до мусульманских набегов, в ведической религии не было никаких изменений, а колонна Гелиодороса бесспорно подтверждает этот факт.
Vedic Archeology 2: Further Antiquities