На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ведическая культура

99 подписчиков

Кришна и археология (Виджитатма дас)

В данной статье рассказывается об археологических свидетельствах, подтверждающих истинность событий, описанных в Махабхарате и Харивамше. Хотя датировка, предлагаемая учеными, несколько расходится с данными самого эпоса, а также данными астрономии, некоторые свидетельства (такие как наконечники стрел, найденные на Курукшетре) говорят в пользу шастр.

Раскопки на Курукшетре были приостановлены. Не потому ли, что ученым пришлось бы многое поменять в своих представлениях о древнеиндийской истории и вторжении ариев на Индостан?

Кришна и археология


Нандита Кришна


На прошлой неделе в художественном центре «C P Art Centre» в Ченнае Т.К.В.Раджан, телепродюсер, а в прошлом – археолог, открыл выставку под названием «В поисках Кришны». На ней была представлена серьезно подтвержденная документальными свидетельствами подборка материалов о раскопках, проведенных в местах, связанных с жизнью Кришны и событиями «Махабхараты». Ввиду продолжающихся в настоящее время раскопок в Айодхье, было бы полезно посмотреть, что же открылось при раскопках по местам «Махабхараты».
На севере Индии были идентифицированы свыше 35 мест, упомянутых в древнем эпосе. Во всех из них были найдены предметы материальной культуры: расписная серая керамика, гончарные изделия с черным орнаментом, а также древности, относящиеся к предметам одежды и внешнему виду. Гончарные изделия изготовлены из высококачественного сырья, сделанного из тщательно размятой глины, и имеют тонкую текстуру. Они хорошо обожжены благодаря равномерному распределению жара в печи. Данной культуре также было свойственно использование железа, неизвестного ранней Хараппе.
Хастинапур, находящийся в Уттар Прадеш, между Мирутом и Маваной, в наши дни – заброшенная деревня, но раскопки 1952 года явили миру Видур-ка-тиллу (Дворец Видуры), Драупади-ки-расой (кухню Драупади) и Драупади Гхат (место для омовения). Кроме того, там были найдены предметы медной посуды, железные тавро, золотые и серебряные украшения, терракотовые диски и вытянутые бруски из слоновой кости (для азартной игры).
Было найдено 135 предметов из железа, в числе которых – наконечники стрел и копий, дротики, клещи, крюки, топоры и ножи. Это свидетельствует о существовании в то время оживленной промышленности. Сохранились следы мощеных кирпичом дорог и дренажных систем, а также некоторые свидетельства об экономике, основанной на земледелии и животноводстве. Расписная серая керамика из Хастинапура датируется 1100-800 гг. до н.э. События же, описанные в «Махабхарате» [по мнению некоторых ученых] произошли, вероятно, в 1000-900 гг. до н.э.
Позже, согласно «Матсья Пуране» и «Ваю Пуране» Хастинапур был разрушен серьезным наводнением, вызванным разливом Ганги. Ничакшу, пятый царь после Парикшита (внука Арджуны, занявшего престол после войны на Курукшетре), перенес столицу в Каусамби, место в 50 километрах от Аллахабада. Найдены ясные археологические свидетельства о масштабном наводнении. Следы разрушения водами Ганги еще видны в глинистой почве.
Будучи изгнаны, Пандавы попросили себе три деревни: Панипрастху, Сонапрастху и Индрапрастху, которые принято отождествлять с Панипатом, Сонепатом и Пуранакилой в Нью-Дели. Раскопки в этих местах обнаружили все ту же керамику и древности. В Пуранакиле были раскопаны строения с системой дренажа, а также расписная серая керамика.
Курукшетра (в настоящее время – в штате Харьяна) была местом, где произошла война Куру. Раскопки здесь принесли железные наконечники, датированные при помощи термолюминесцентного анализа 2800 годом до н.э. В наши дни Курукшетра – город прудов для омовения. Считается, что в Брахма-сароваре – большом озере 3600 на 1500 футов – Кришна, Баларама и Субхадра омывались после солнечного затмения. Бхишма лежал на ложе из стрел там, где сейчас находится Бхишма-кунда. Арджуна выпустил стрелу в землю, и из нее забил фонтан прохладной воды, падавшей прямо в рот Бхишме. Эта вода образовала пруд Бан Ганга. В восьми километрах оттуда находится поселение Тханесар, в шестом веке бывшее столицей Харша Вардханы.
Однако вскоре после того, как были найдены эти артефакты, раскопки прекратились и никогда не продолжались вновь. Почему?
Очень живо в эпических повествованиях рассказано о затоплении Двараки. Арджуна попросил ее жителей немедленно освободить город, поскольку Двараку грозило затопить море. Согласно Сабха-парве (одной из частей «Махабхараты»), Дваравати был хорошо укреплен. Когда д-р С.Р. Рао начал раскопки в храме Дваракадхиши, он обнаружил там остатки храмов XV, XII и IX веков н.э. Он продолжил копать глубже, и миновав слои двух ранних храмов, на глубине 9,5 метров обнаружил остатки двух городов, уничтоженных морем. В более древнем из них были обнаружены осколки блестящей красной керамики, очень характерной для того времени и места. Воодушевленный открытием, д-р Рао решил найти Двараку.
Во время подводных работ в Аравийском море, недалеко от современной Двараки на глубине 10 метров были найдены двое ворот, крепостные стены, башни и мол. Помимо соответствий с описаниями «Махабхараты», рассказывающей об архитектурном облике города и том, как он был затоплен, было установлено время его существования. Термолюминесцентный анализ керамики из Двараки привел к данным о 1570 годе до н.э.
Другие находки включали в себя керамику, бронзовые изделия и железные орудия труда, а также треугольные каменные якоря с тремя отверстиями (в Двараке) и печати из раковины, подобные позднехараппским, с изображением животного, объединившего в себе черты быка, единорога и козла. Также в Бет Двараке были найдены осколки блестящей красной керамики, что позволяет связать это место с культурой Хараппы и говорить о нем, как о ее преемнике.
Бет Дварака – это остров, на котором, согласно преданию, бывал Кришна и посещал расположенный там храм Шанкходары. Кроме того, там находится единственный в своем роде древний храм Матсьи, легендарного спасителя мира во времена Великого Потопа. Предметы, найденные в Двараке, увязывают между собой историю и миф, позволяя говорить о времени затопления города между 1500 и 1300 годами до н.э.
Самый примечательный момент в обоих эпических повествованиях [«Махабхарате» и «Рамаяне»] – это их география. В «Махабхарате» упомянуты многие маленькие деревни, озера и холмы, местоположение которых установить не удается до сих пор.
Что можно сказать об историчности «Махабхараты»? Скептически настроенные историки не признают ни одну из находок, пока подлинность ее не будет доказана надписями. А подобные надписи никогда не будут обнаружены, ибо самая ранняя из индийских надписей датируется 300 г. до н.э. Так что же, будем считать эпос мифом, пока не удастся их убедить?
Западные ученые пытаются установить связь между Кришной и Христом, провозглашая, что легенды о Кришне возникли из проповедей Св. Фомы о Христе. Но тексты и археология говорят о другом. В «Чхандогья Упанишаде» говорится, что Кришна Девакипутра был учеником Гхоры Ангирасы и автором этой Упанишады, слово в слово повторяющей наставления из «Бхагавад-гиты».
Чанакья в IV веке до н.э. упоминает об истории рождения Кришны, а Мегасфен упоминает, что Соурасены (Шурасены или Ядавы) поклонялись Гераклу (Кришне [Хари-кулеше]). Двумя важнейшими местами этого культа были Метхора (Матхура) и Клеисобора (Кришнапура?) на судоходной реке Йобарес (Ямуна). Мегасфен упоминает, что Геракл (Кришна) послал свою дочь Пандаю править царством Матхура (Мадураи) на южном побережье. Была ли она потомком Пандавов? Всплыло ли впоследствии ее имя в названии династии Пандьев, столица которых была названа в честь столицы Кришны, Матхуры?
У Панини, Патанджали, а также в трудах буддийских и джайнских монахов также упоминаются Кришна и война на Курукшетре. А китайский путешественник Юан Чанг пишет, что на Курукшетре была великая битва, и под слоем почвы на ней лежат кости убитых воинов.
В 180-165 году греческий царь Агатокл выпустил монеты с изображением Васудевы, держащего чакру. Сохранились некоторые надписи, относящиеся к I в. до. н.э. Греческий посол Бхагавата Гелиодор возвел в Беснагаре колонну Гаруды, посвятив ее Васудеве. Надпись у источника Мора близ Матхуры упоминает о поклонении пяти героям Вришни, среди которых есть и Васудева. В Гхошунди и Хативаде были возведены каменные стены (Нараяна ватика), посвященные Васудеве и Его брату Санкаршане (Балараме).
Место, вызывающее наибольшие разногласия, - это, несомненно, храм в Матхуре, на месте рождения Кришны. Мне неизвестно, проводились ли там какие-либо раскопки, но традиция и видные историки связывают это место с Кришной. Именно поэтому Аурангзеб избрал это место для строительства мечети.
Вьюхами назывались особые методы построения боевых единиц в армии. Кроме этого, нам ничего не известно об их устройстве и ударной силе. Раджан при помощи компьютера попытался восстановить схему, по которой строились воины Кауравов, и выяснить, каким образом Пандавы проникали в эти вьюхи и уничтожали их. То, что всегда считали примитивной племенной войной, кажется все более и более сложным явлением.
Божественность Кришны – предмет веры, согласно которой Его отождествляют с Господом Вишну. Но археология убедительно установила правдивость «Махабхараты» и существование культа Васудевы-Кришны в очень древний период истории. Эпос формирует душу Индии, и Раджан славно потрудился, чтобы подтвердить и вернуть к жизни древнюю историю.

Картина дня

наверх