Три аспекта Абсолютной Истины.
Брахман, Параматма и Бхагаван.
Эти три проявления Бога считаются равными, но тем не менее в каждом из них представлены различные проявления божественной природы. Брахман - это безличный аспект Божества, это Бог, представленный таким, каким Он существует в космосе, Вселенский Дух, пронизывающий собою все сущее. Затем, когда этот Дух становится локализованным и проявляется уже как личность, Его называют Параматмой, Сверхдушой каждой личности, Господом, пребывающим в каждом атоме. И наконец в ипостаси Бхагавана Господь проявляет свои внутренние качества как всемогущий Бог, Личность Бога.
Аналогия иерархической структуры Брахмана, Параматмы и Бхагавана.
Хотя Брахман, Параматма и Бхагаван абсолютны, не отличны друг от друга и находятся на одном уровне, наряду с этим они существуют внутри иерархической структуры, занимающей центральное место в теологии гаудия-вайшнавизма. Для иллюстрации этого момента часто используется аналогия с тремя крестьянами, отправившимися в город посмотреть, что такое поезд. Придя на станцию, они увидели вдалеке головной прожектор приближавшегося локомотива. Ослепленный головным прожектором, один из крестьян почувствовал полноту своих теперешних знаний о поездах и, довольный, оставил двух своих товарищей и радостно отправился по своим делам. Через несколько мгновений второй парень увидел, что за головным прожектором находятся локомотив и ряд вагонов. Довольный тем, что он знал теперь по-настоящему, что такое поезд, он также покинул станцию. Оставшийся крестьянин дождался, однако, самого поезда, вошел внутрь и встретил там кондуктора и пассажиров. Его всесторонние представления о поезде были полнее, чем у двух его друзей. Он познал то, что познали и первые двое, но помимо этого он познал также то, что осталось для них неведомым.
Брахман, которому в этой аналогии соответствует восприятие поезда первым крестьянином - это фундаментальное откровение Абсолюта; Параматма постигается тем, кто, продолжая практику, идет дальше, подобно второму крестьянину, постоявшему на платформе немного дольше; постичь Бхагавана может лишь возвышенный преданный, поднявшийся до высочайших духовных вершин и прошедший два предшествующих уровня осознания Бога.
Подобно этому, если мы хотим понять и осознать Абсолютную Истину, то мы не должны удовлетворяться лишь познанием Всепроникающего Брахмана и Параматмы. Мы должны отчётливо представлять, что лишь осознав Абсолютную Истину как Бхагавана или как Верховную Личность Бога, мы одновременно постигнем и эти два Его аспекта, такие как Брахмана и Параматмы.