На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ведическая культура

99 подписчиков

ПОЧЕМУ СКЛАД УМА ВЛИЯЕТ НА ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ? (Вайдья Бхагаван дас)

В Аюрведе и йоге большое значение придается понятию ума. Даже болезни в Аюрведе разделяются на две категории – физические и ментальные. В первом случае болеет тело, во втором – ум.
Однако в обоих случаях ум играет большую роль, так как психологические факторы воздействуют на физиологические функции, и наоборот. Поэтому для лечения некоторых физических болезней Аюрведой предписываются средства, воздействующие на психику.

В первой главе "Йога-сутры Патанджали" говорится, что первоначальной целью йоги является остановка деятельности (буквально – “завихрений”) ума. Разные школы йоги предлагают своим последователям разные методы достижения этой цели. Но все они имеют целью контроль ума и его “завихрений”, только после этого становится возможным постижение вечной истины и достижение спасения души.

Повторение мантр, выполнение йогических упражнений ("асан"), определенная система дыхания ("пранаяма"), соблюдение диеты, постов и другие практики направлены в первую очередь на изменение сознания, развитие мышления, очищение ума от всевозможных негативных стереотипов и преодоление невежества, чтобы человек мог успешно развиваться в своей духовной жизни.

СИНОНИМЫ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ.

В различных ведических текстах, аюрведе и йоге понятию “ум” соответствует термин “манас”. Помимо него существуют еще пять других санскритских синонимов: "читта", "чайта", "хридайя", "свантах" и "хрит". Корень “ман” в слове манас означает “думать, рассматривать”. Таким образом, он указывает на “ум” как инструмент или средство, ответственное за размышление. Все перечисленные санскритские синонимы обладают дополнительными оттенками этого понятия в зависимости от контекста. Например, слова “хридайя” и “хрит” означают и “центр”, и “клеточное ядро”, и “сердце”, и “центральную нервную систему”, являющуюся местом проекции ума.
"Читта" – это один из 4-х внутренних органов восприятия (антах-карана), наряду с умом, ложным эго и интеллектом, несущий ответственность за познание окружающего мира.
Все эти слова, таким образом, отражают различные аспекты понятия “ум”.

УМ И "МАНАС".

Обычно для перевода санскритского термина “манас” употребляется слово “ум”. Но существуют некоторые тонкости в употреблении этих двух слов. Понятие “манас” используется в Индии со времен Вед, и хотя оно претерпело с той поры некоторые изменения, это понятие и в настоящее время используется всеми индийскими философскими школами.
Понятие “ум” новое. Оно вошло в жизнь социума из науки психологии, становление и развитие которой произошло на Западе в течение последних десятилетий. Естественно, что масштабы разработки концепции "манаса", которая развивалась от начала древнеиндийской философии, немного отличаются от западной концепции ума.

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ.

Описание природы и функций ума можно найти уже в Ригведе и Яджурведе. Упанишады придали этому понятию конкретную форму и отметили его важность среди других философских идей.
Детальное описание ума появилось позднее – в работах Гаутамы, Ньяи, Канады, Вайшешики, а также в Санкхье Капилы, Йога-сутре Патанджали, Пурва-мимамсе, Уттара-мимамсе и в школах философии Будды и джайнов.
Хотя в индийской традиции психология никогда не была отдельным предметом, различные философские школы отводили важное место описанию ума, его свойств и функций.

ТРИ ПОДХОДА.

В древнеиндийской философии можно выделить три различных подхода к понятию ума. В Ньяе, Вайшешике и Мимамсе даршанах излагается механистический подход.
Согласно их воззрениям, ум имеет размерность атома и, являясь связующей нитью между душой и органами чувств, способствует получению и восприятию знаний. Он неодушевлен и не имеет таких атрибутов, как цвет и запах, его нельзя осязать, сам по себе он не способен накапливать знания, испытывать страдания или наслаждения.
Три последних свойства – приобретение знаний, ощущения боли и других страданий или удовольствий – возникают только тогда, когда ум приходит во взаимодействие с душой. Каждая душа обладает умом – ее внутренним помощником.

Йога-сутре Патанджали, Санкхье, и Веданта даршанам присущ психический подход к понятию ума. Их приверженцы считают, что ум пластичен и способен принимать форму постигаемого им объекта.
Ум подстраивается под размеры объекта и его форму, если он заинтересован в его постижении, восприятии. Ум неодушевлен, но сознателен, т. к. находится в контакте с обладающей полноценным сознанием душой.

В соответствии с этой теорией ум обладает тремя cвойствами –"саттва", "раджас" и "тамас", которые ответственны за правильное понимание, активность и инертность соответственно.
Третья школа, включающая некоторые Агамы (первоисточники),придерживается духовного взгляда на ум. Душа сознательна, следовательно, ум – тоже, но его сознание ограничено.
Большинство индийских философов признают существование души наряду с умом. Но некоторые школы, например Чарвака или Буддха даршаны, считают, что души не существует. Чарвака утверждает, что кроме ума нет ничего, и приписывают ему все свойства души.

РАЗУМНЫЕ И НЕРАЗУМНЫЕ СУЩЕСТВА.


Вся Вселенная делится на 2 большие категории – живую и неживую материи. Обе категории состоят из 5-ти фундаментальных элементов ("махабхут"), которые сами по себе неодушевлены.
Как же их отличить тогда друг от друга? В чем различие живого от неживого?

Различные школы индийской философии по-разному оценивают роль вселенской и индивидуальной души в создании как Вселенной в целом, так и индивидуумов. Однако многие из них сходятся в том, что все сущее берет свое начало из взаимодействия первичной, изначальной материи ("пракрити") и сознательного элемента ("пуруши"), впоследствии называемых индивидуальной душой и Верховной Душой (Параматмой).
Если это так, то в чем же заключается различие между одушевленными и неодушевленными объектами? Различия возникают из-за состояния ума и органов чувств. Кусок железа или растение обладают сознанием, хотя они и не ведут себя так же, как животные и люди.
Многочисленные эксперименты показывают, что растения сознательны и по-разному реагируют на различные внешние воздействия, хотя их реакция не столь явна и очевидна, как у животного и человека.

Металлы и минералы, к которым мы относимся как к неживой материи, также обладают сознанием. Образующие их элементарные частицы такие, как электроны и протоны – движутся внутри атома по строго определенным законам, что является чем-то вроде особой, тонкой формы сознания. Все во Вселенной наделено сознанием. В некоторых объектах оно находится в латентной (непроявленной) или сублатентной (полупроявленной) формах, а в некоторых – проявлено полностью.

В чем же причина этих различий? Она исключительно в состоянии ума и органов чувств. Хотя минералы и образуются из той же материи, что и люди, они не реагируют на внешние воздействия, потому что их ум и органы чувств латентны. У растений и рыб ум и органы чувств присутствуют в полупроявленной форме; у животных и птиц чувства и ум проявлены полностью.

АНТАХКАРАНА, или внутренние средства восприятия.

Разные состояния ума и чувств отвечают различным степеням сознания объектов.
Существует 5 чувств, называемых внешними органами восприятия. Они взаимодействуют с внешним миром и, воспринимая с помощью глаз, кожи, носа, ушей и языка различные его аспекты, передают полученные ощущения внутренним органам восприятия, которых всего четыре.
Это: 1) манас, 2) читта, 3) буддхи и 4) аханкара.

Внешние органы чувств не воспринимают объект во всей его полноте. Они распознают лишь наличие и свойства находящегося в их “поле зрения” объекта.
Предположим, например, что перед человеком находится животное. С помощью зрения человек видит что-то, но пока еще не знает, что или кто именно располагается перед ним.

"Манас" или ум, определяет природу внешнего объекта. Тогда индивидуум понимает, что перед ним животное, а не стол.
С помощью "читты" это ощущение передается "аханкаре", или ЭГО (самоосознанию), которое ответственно за различение. Оно определяет, нравится ему воспринятое органами чувств и идентифицированное "манасом" животное или нет.
Эта информация поступает к "буддхи" (интеллекту), который, наконец, выносит окончательное суждение – следует человеку идти вперед или назад. Два первых средства – "манас" и "читта" – часто объединяются, поэтому обычно выделяется 3 антахкараны – внутренние средства восприятия.

РАСПОЛОЖЕНИЕ.

Считается, что ум проецируется в подкорковые зоны мозга. Теория йоги гласит, что "ида" (левый канал "нади"), "пингала" (правый канал "нади") и "сушумна2 (центральный канал "нади", проецирующийся в районе позвоночника) – это каналы, по которым перемещается поток сознания. Кундалини-шакти, или потенциальная энергия, проецируется у обычных людей в районе копчика в дремлющем состоянии. Благодаря определенным практикам йоги эта энергия может пробудиться. В активном, “пробужденном” состоянии кундалини может оказывать огромное влияние на ум человека и пробудить в нем ранее скрытые таланты и способности.

РАЗМЕР И КОЛИЧЕСТВО.

В индийской философии существует несколько мнений по поводу размеров ума, также обсуждается и вопрос – сколько манасов у человека. Все аюрведические школы едины в своем мнении, что ум один, он материален и имеет размер одного атома. Согласно Ньяя и Вайшешика даршанам ум наряду с душой, временем, пространством и пятью махабхутами является одним из девяти элементов, составляющих вселенную. Школы Йоги и Санкхья считают, что ум, подобно другим органам восприятия и двигательным органам, произошел из саттвического аспекта аханкары (сознания своего собственного “я” – эго).

ФУНКЦИИ.
Первичная функция ума – восприятие и осознание внешних воздействий, и передача информации эго, интеллекту и т. д. Эти восприятия передаются затем через ум моторным органам, результатом чего являются такие действия, как размышление, обсуждение, создание гипотезы, концентрация внимания и принятие решений.

УРОВНИ УМА.

У ума есть 3 аспекта – саттвический, раджасический и тамасический. Преобладание одного из них формирует характер индивидуума, его психику, и является причиной того, что разные люди по-разному реагируют на одно и то же событие или воздействие внешних факторов. В зависимости от этих трёх состояний ума существует несколько ментальных уровней, которые можно разделить на 5 категорий:
1. Кшипта – ум, полностью захваченный объектами чувственного восприятия.
2. Мудха – ум, управляемый такими негативными стереотипами, как безнравственность, невежество, желание сна и им подобными.
3. Викшипта, или встревоженный, мятежный ум – стремление к добродетели и знаниям.
4. Экарга, или сконцентрированный ум – ум, очищенный от негативных стереотипов и способный к длительной концентрации.
5. Нируддха – деятельность ума прекращается, и он приходит в состояние подлинной невозмутимости и спокойствия.

СКЛАД УМА (манаса пракрити)

Умственная деятельность бывает 3-х типов – саттвическая, раджасическая и тамасическая. "Саттвический" склад ума свободен от недостатков и обладает такими качествами, как доброта, искренность, правдивость и чистота.
"Раджасическому" складу присущ страстный и гневливый нрав. Для "тамасического" склада характерно невежество, пассивность и сонливость.
Существует неисчислимое множество комбинаций этих 3-х аспектов менталитета. Иногда умственные способности определяются физическими качествами личности, иногда наоборот. При более детальном делении возникают 7 разновидностей саттвического, 6 – раджасического и 3 – тамасического складов ума.

Картина дня

наверх