На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ведическая культура

99 подписчиков

Три метода обретения знания

  Недостатки обусловленных душ

1.    Все живые существа в материальном мире имеют очень несовершенные чувства (каранапатава), такие, как чувства обоняния, чувство вкуса, чувство прикосновения (тактильные), зрение, слух. Также сами материальные тела людей, животных, насекомых, растений очень несовершенны, легко разрушаются, склонны стареть, болеть, и обречены на смерть. Чувства могут воспринимать ту информацию, которая существует в настоящий момент. Они не могут воспринимать события прошлого и будущего.

2.    Второй недостаток живущих в материальном мире – это склонность совершать ошибки. На санскрите это называется прамад. Ошибки возникают из-за недостаточного внимания к знанию, воспринимаемого через чувства, или к авторитетному ведическому знанию. Ошибки также возникают из-за забывчивости, присущей обусловленным живым существам.

3.    Третий недостаток обусловленных живых существ – склонность впадать в иллюзию (бхрама). Каждый склонен отождествлять себя с телом, хотя душа отлична от материального тела.

4.    Четвертый недостаток – это склонность к обману (випралипса). Каждое обусловленное живое существо знает или догадывается, что обладает тремя вышеперечисленными недостатками, но склонно выдавать свое знание за высшее и окончательное.

Итак, паурушейа шабда – это человеческое знание, ограниченное во времени, в пространстве и уровнем развития людей. Несовершенное знание имеет две характеристики. Оно либо неверно, ошибочно, либо оно неполно и не дает полной информации о мире. Апаурушейа шабда (Веда) – это сверхчеловеческое знание, лишенное вышеперечисленных недостатков, присущих обусловленным живым существам..

          У людей, следующих ведической культуре, есть непоколебимая вера в непогрешимость ведических Писаний. Веда – это апаурушейа-шабда, которая исходит от Бога и приходит к нам по парампаре, цепи духовных учителей, вечно освобожденных от влияния иллюзии.

          Трансценденталисты, стремящиеся к освобождению от цикла рождения и смерти (самсара), признают три основных метода обретения знания – шабду, ануману и пратьякшу. При этом остальные семь методов познания (прамана) входят в эти три.

1.    Сравнение (упамана), допущение (артхапати), включение (самбхава), жест (чешта) – входят в логические рассуждения (анумана).

2.    Отсутствие (абхава) – составная часть чувственного восприятия.

3.    Авторитетные высказывания мудрецов прошлого (арша) и традиция (арша) – входят в метод слушания (шабда).

Также важным замечанием является то, что знание по большей части мы воспринимаем через слушание, через слух. То знание, которое мы воспринимаем через зрение, мы просто не способны проанализировать за свою жизнь, ибо это огромные массивы информации. К примеру, если мы посмотрим на современный город, то мы увидим  такое множество объектов: огромное количество людей, заводы, здания, фирмы, магазины, автомобили, дороги и т.д. Понять, как функционирует небольшой город можно, если изучать разные науки, касающиеся строительства и функционирования городов и человеческих сообществ. Изучение наук по большей части основано на слушании преподавателей. Это и есть шабда.

                   Как были записаны Веды

           Шрила Вьясадева, видя приближающуюся Кали-югу, и все пороки этой эпохи, такие, как падение нравственности, раздоры, ухудшение памяти людей, забвение религиозности, отход от ведических принципов аскетизма, чистоты, милосердия и правдивости, решил записать все ведические знания в виде книг. В предыдущие эпохи люди воспринимали ведические Писания на слух. Духовный учитель пересказывал тексты Вед, а ученики запоминали их на слух на всю жизнь. Память у большинства людей была очень сильной, а благочестие людей было велико.

          Шри Вьясадева разделил единую Веду на 4 раздела – Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Он передал эти части Веды четырем своим ученикам, которые в свою очередь передали это знание своим ученикам. Каждый из четырех учеников Вьясадевы поделил это знание в свою очередь еще на четыре части и передал каждую часть одному из четверых своих учеников. Итак, уже в третьем поколении Веда была поделена на 16 разделов. Позже продолжилось деление изначальной единой Веды на множество ветвей.

          В настоящий момент мы можем констатировать тот факт, что сохранилось лишь 95 % изначальной Веды. При этом надо учитывать, что язык Вед очень сложен, и строго говоря, он недоступен для понимания обычными людьми, имеющими множество изъянов. В Ведах каждое слово на санскрите связано очень многими логическими и смысловыми связями с другими словами. Поэтому если мы утеряли так много ведических произведений, то как мы сможем понять всю Веду, изначальную Веду.

Картина дня

наверх