В Ведах содержатся подробнейшие сведения о Высшей душе, которую сведущие трансценденталисты называют Брахманом (Высшим), Параматмой (Сверхдушой) или Бхагаваном (Верховной Личностью Бога).
В зависимости от развитости своего сознания каждый человек воспринимает душу либо как проявление жизненной силы в материи (уровень анна-майа - зависимость живых существ от пищи), либо как движущую силу всего материального проявления (прана-майа - зависимость живых существ от жизненного воздуха, питающего и дающего развитие материальным телам), либо как познающую субстанцию, которая также способна к движению и питанию, включая в себя две предыдущие ступени осознания Высшей Души. Эта ступень называется гьяна - майа, или зависимость живых существ от способности познавать, принимать какие-то материальные концепции, развивать науку, искусство, философию. Следующая, более высокая ступень постижения Высшей Души - это вигьяна-майа, или зависимость живого существа от высших принципов ведического знания - ненасилия, неприсвоения чужого имущества, отказа от внебрачных половых отношений, от всего, что сдерживает развитие духовного знания. Вигьяна-майа - это развитие духовного разума, дающего высшую духовную силу и необыкновенное счастье, практически недоступное в материальном мире.
Но самая высшая ступень постижения Высшей Души - это уровень ананда-майи, когда живое существо непосредственно может черпать радость и блаженство от общения с Высшим Духом, следуя вечным путем преданного служения Верховной Личности Бога.
Таковы пять ступеней психологического, или духовного развития человека, когда он постепенно развивает в себе привязанность к высшим духовным ценностям и выходит из-под власти материальных привязанностей, которые и являются причиной материальных страданий.
Психология на Западе зародилась еще в Древней Греции, когда такие ученые, как Аристотель, рассматривали человека в модели Человекоцентризма, в центре которой стоял человек. Такая модель привела современную цивилизацию в конечный тупик, когда человек противопоставил себя окружающей его природе, другим живым существам, и фактически восстал против Бога как Высшего Творца и Защитника всех живых существ.
Такое аномальное положение человеческого общества в природе, при котором оно уничтожает экологию, разрушает духовную составляющую в человеке, не может длиться долго. Эта западная цивилизация с ее пагубными ценностями, в которых нет места любви ко всем живым существам и к Богу как Высшей Личности, должна оставить арену истории. На смену ей придет другая цивилизация чрезвычайно высокоразвитых людей, для которых на первом месте стоит Бог как высшее мерило знания, нравственности и процветания.
Подобно тому, как поливая корень дерева, мы питаем также цветы и листья на этом дереве, так и доставляя удовлетворение Высшей Личности Бога, мы приносим удовлетворение всем живым существам. Другого пути для обретения счастья для живых существ нет.